Строго говоря, данный инструмент, производившийся в 70-х - 80-х годах прошлого века, не относится к социалистическим
электрогитарам, но настолько часто
упоминается в подобном контексте, что пройти мимо было бы как-то неудобно. Эта джаззовая гитара - произведение
пловдивского завода ORFEUS, являвшегося филиалом фирмы БЪЛГАРСКА КРЕМОНА, и по совершенно непонятной
логике названная "Джипсон".
Корпус гитары, по форме представляющий собой стандартный катавей, изготовлен из еловой фанеры. Обе деки совершенно
плоские, усиленные изнутри еловыми пружинами, верхняя дека имеет две классические f-образные апертуры. Вклеенный гриф - буковый,
с буковой же накладкой. Для данной модели выламывание грифа из корпуса - одна из самых характерных бед. Накладка,
выкрашенная по болгарской традиции чёрной краской и несущая разметку только на 5, 7, 12 и 17 ладах, имеет 21 лад, не считая
нулевого. Гриф довольно толстый, но приятно округлый, на данном инструменте не имеет анкера, хотя встречаются
и оснащённые подобным "излишеством". Голова грифа, гордо несущая на себе золотой логотип ORFEUS, не имеет наклона,
поэтому снабжена типовым для ОРФЕЕВ ретейнером-скобой. Мензура - 630 мм.
Вообще, Джипсон довольно "вариабельная" гитара: помимо анкера можно упомянуть колки 2х3, которые
могли быть как с металлическими, так и с пластиковыми (как на классике) штоками, а также наличие/отсутствие пикгарда.
Неизменной оставалась лишь очень яркая окраска корпуса и грифа, т.н. tiger burst - санбёрст в духе "пожар в джунглях",
украшенный поперечными чёрными полосками, в т.ч., на обечайке. В нижней части золотой краской нанесено название модели. Обе деки
украшает нарядный белый кант. Нижняя антабка - точёная деревянная.
Незакреплённый бридж также имел различные воплощения: существовала версия из двух деревянных частей с пластмассовой
косточкой и возможностью подстройки высоты струн (как правило, расстояние до 12-го лада всё равно было слишком
большим), либо, как на этом более позднем экземпляре - стандартный бридж, ставившийся на также на ЭГ Хеброс, с раздельными
сёдлами из плексигласа и винтовыми шайбами, регулирующими общую высоту. Струнодержатель - прихотливо отштампованная объёмная
металлическая пластина, с отверстиями для крепления струн в духе
РИТМ-СОЛО "Ленинград",
и зацепом, привинченным к нижнему торцу тремя маленькими шурупами.
Джипсон довольно своеобразный инструмент. С точки зрения эргономики достаточно удобный, по крайней мере для игры сидя,
и даже слегка толстоватый гриф легко
ложится в руку. По звуку же - неоднозначный, на любителя: довольно звонкий, с преобладанием верхней середины, на чёсовом бое
есть проблемы с читаемостью, но при игре арпеджио или чётко артикулированных соло неожиданно радует звуковым балансом, даже
некоторые басы появляются. Т.е, с некоторой долей условности, инструмент можно рекомендовать для акустического джазза и блюза.
Данный экспонат, побывавший в моих руках в 2011 году, в настоящее время пребывает в одном из частных собраний в Москве.
|