Не самый распространённый инструмент, выпускавшийся на Пловдивской фабрике СД-КЛОН-МЕБЕЛ музыкального концерна БЪЛГАРСКА
КРЕМОНА в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. Поскольку данные по номенклатуре болгарских инструментов
недавно были рассекречены, теперь мы знаем название точное название этой модели – Хеброс-Супер. Название отражает некоторую
делюксовость этого инструмента по сравнению с хорошо известным нам
"Хебросом".
От своего условного младшего собрата рассматриваемый инструмент имеет, впрочем, ряд принципиальных конструктивных
отличий. У гитары отсутствует центральный блок, а обе профилированные деки вырезаны из цельного елового массива
как у 12-тиструнного "Рожена", но глубина
"немецкой резьбы" по периметру намного больше. Верхняя дека усилена двумя продольными пружинами, а обечайка выполнена из массива бука.
Буковый гриф с буковой же накладкой, выкрашенной в чёрный цвет и маркированной прямоугольными маркерами
из красивого перлоида,
крепится к корпусу четырьмя шурупами. Колки 2х3 имеют на штоках пластиковые насадки как на гитарах с нейлоновыми струнами.
Довольно тонкая голова грифа, с течением времени стабильно выгибающаяся вперёд, снабжена простеньким металлическим
ретейнером, прижимающим струны к врезному направляющему порожку из того же перлоида, что и маркеры. Гайка анкера
выведена в голову грифа и прикрыта крышечкой из тонкого чёрного целлулоида (из аналогичного материала сделан и декоративный
некплейт, фиксирующийся верхней антабкой и прикрывающий головки шурупов, крепящих гриф). Обе деки украшены пятислойным
кантом, а гриф и эфы - однослойным.
Струнодержатель-тремоло внешне напоминает аналогичный узел "Рожена", но технологически собран из гораздо большего
числа деталей, что косвенно указывает на его более раннее происхождение. Незакреплённый бридж, установленный на деревянном основании
с двумя шпильками и шайбами, позволяющими регулировать высоту струн, укомплектован сёдлами из оргстекла, дающими
возможность отстраивать мензуру каждой струны в отдельности. Довольно крупные антабки большого диаметра выточены из латуни.
Электрическая схема инструмента состоит из трёх синглов "М 358", с натягом посаженных в прикрученные к деке пластмассовые
обоймы, раздельных регуляторов громкости звукоснимателей и общего тона, снабжёнными пластиковыми ручками с
металлическими вставками. Гнездо СГ-5 расположено на обечайке. Заземление струн не предусмотрено.
Данный ОРФЕЙ представляет собой довольно любопытный инструмент: это достаточно удобная полуакустическая гитара с мензурой
630 мм, нормальным балансом и весьма импозантно вглядящая. В неподключённом варианте гитара совершенно не поражает
воображение: звучание коробчатое с явным преобладанием верхней середины. При подключении всё меняется кардинально -
звук полный, насыщенный, хорошо сбалансированный - возможно с лёгким недостатком сустейна, но неплохо уживающийся с
перегрузом и подходящий для широкого спектра стилей. Естественно, существовала и парная
басс-гитара.
Этот экспонат, выпущенный судя по элементам фурнитуры в конце 60-х, был любезно предоставлен МУZЕУМу питерским
коллекционером Алексеем "Baza" ЯКОВЛЕВЫМ в 2017 году.
|