Предтеча легендарного УРАЛ-басса, выпускавшаяся
Свердловской фирмой клавишных инструментов УРАЛ ориентировочно с 1973 года
весьма симпатичная басс-гитара, вероятно, одна из самых импозантных во всём Советском гитаростроении.
Корпус, выполненный из традиционного мебельного блока на основе ольхи, формой явно наследует
Луначарской басс-гитаре, тем более,
что при разработке этой модели, Свердловские лютнеры ориентировались на присланный из Ленинграда образец. Форма, впрочем,
далеко не тождественна, и гораздо ближе к Ростовской ТОНИКЕ.
Гриф, склеенный из трёх частей (клён-бук-клён), крепится к корпусу двумя винтами через металлический некплейт (на более поздних экземплярах
использовалось крепление четырьмя шурупами). Накладка из груши размечена инкрустацией в форме полосок и украшена
однослойным белым кантом, в наличии нулевой лад и направляющий порожек. Так же, как и у
парной ЭГ, анкер нерегулируемый:
натяжная гайка выведена голову и закрыта слоем искристого пластика (на поздних моделях, впрочем, доступ к анкеру имеется).
Колки типовые для почти всех басс-гитар в СССР: мощные Алапаевские с металлическими втулками.
Зацеп конструктивно выполнен в виде хромированного кожуха с гребёнкой, намертво привинченного к корпусу четырьмя шурупами. Незакреплённый на
корпусе ветхозаветный деревянный бридж позволяет отстраивать общую высоту струн и мензуру (на более поздних экземплярах ставилась хорошо
известная нам по классическому УРАЛ-бассу металлическая вариация
тюн-о-матика с раздельными роликовыми сёдлами). Нижняя антабка - обычный крупный
металлические грибок, отличающийся от своих Ростовских аналогов отсутствием резьбы и отверстия под вороток. А вот верхняя антабка являет
собой классический случай торжества отечественной инженерной мысли над стихией: это телескопически выдвигающийся из верхнего рога штырь,
призванный таким вот нетрадиционным образом победить силу гравитации и обеспечить инструменту нормальный баланс. И - небезуспешно.
Электроника, смонтированная на пикгарде из того же роскошного искристого пластика но украшенного белой окантовкой и чёрным логотипом, состоит
из двух регулируемых по высоте синглов в металлических корпусах, галетного селектора тембров и общей громкости. Схема - всё то же развитие
наработок немецких мастеров - пять положений варитона:
нек, бридж + нек, бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ, выключение - плюс общая громкость.
Выходной DIN установлен на торце в гораздо более удачном месте, нежели у Ростовских изделий: вы можете спокойно ставить подключённую
гитару к стенке.
Если рассматривать Свердловскую ТОНИКУ Бас в качестве музыкального инструмента, можно отметить, что помимо весьма эффектного внешнего вида,
она обладает солидным потенциалом: это достаточно эргономичный укороченный (мензура 805 мм) басс, с довольно удобным грифом (хотя и склонным
к неповиновению анкеру), неплохим сустейном и вполне убедительным звуком (правда, с преобладанием в спектре СЧ) с четырьмя контрастными
тембрами. Для рок-н-ролла, новой волны, олдскульного джазза, лёгкого харда, пост- и просто панка инструмент подходит вполне.
Данный экземпляр, выпущенный в 1974 году и имеющий серийный номер 909, приехал ко мне со своей исторической родины в 2012 году и в восстановлении
практически не нуждался.
|