Несомненно, одна из первых по-настоящему массовых моделей серийных советских электрогитар с цельным корпусом, которая
изготавливалась сразу на
нескольких фабриках советского Гитаростроительного комплекса. Данный экземпляр был выпущен Свердловской фирмой
клавишных инструментов УРАЛ в 1978 году.
Дека, приблизительно наследующая форму Ленинградского РИТМ-СОЛО, выполнена из традиционного
мебельного щита на основе бука и покрыта обычной полиэфирной бронёй. Гриф буковый, из трёх кусков, с наглухо
замурованным нерегулируемым компрессионным анкером, крепится к корпусу двумя винтами, вкручивающимися в замурованную
под накладкой металлическую пластину. Берёзовая накладка имеет 21 лад (плюс нулевой), пластмассовый порожек и маркеры
в виде вытянутых овалов. Мензура стандартная - 650 мм. Колки также типовые, от акустической гитары, 1х6, с силуминовыми штоками,
установленные вертикально безо всяких втулок. Голова грифа с лицевой сторны украшена слоем белого пластика.
Тремоло - cлегка "зализанная" копия bigsby-образной машинки с ГДРовских MUSIMA, все их части
взаимозаменяемые. Роликовый бридж, позволяющий регулировать высоту струн и точно выставлять мензуру, без
специальной доработки, к сожалению, является источником неприятного дребезга. Антабки - своеобразные
металлические "грибки", достаточно надёжные.
Электрическая схема довольно простая, и снова напоминающая MUSIMA: два сингла
(это именно синглы, хотя выглядят датчики как хамбакеры за счёт
довольно крупных металлических корпусов и регулируемых магнитоводов, вынесенных из катушек), варитон на пять положений с фиксированными тембрами и две (!)
громкости. В первом положении варитона включён только нековый датчик с двухступенчатой регулировкой громкости,
во втором - оба датчика в параллель, в третьем - нековый датчик с фильтрацией высоких частот, в четвёртом - бриджевый
с отсечкой низких, в пятом - гитара выключена.
В отличие от Ростовской ТОНИКИ, при несколько более топорном внешнем виде,
Свердловчанка на поверку оказывается намного более удачной гитарой с точки зрения эргономики - и баланс лучше, и гриф удобнее.
Звук инструмента довольно скромный, чуть мыльный из-за конструктивного разнесения точек съёма колебаний струны
внутри датчика, слегка суховатый, но в принципе узнаваемый. По сути - одна из самых работоспособных советских гитар,
а если говорить о ранних Свердловских ТОНИКАХ, так и вовсе полноценный инструмент.
Данный экземпляр, подаренный мне музыкантами группы
КАПЕРУСИТА РОХА, восстановлен мастером Павлом ШУПИКОМ в 2009 году.
|