МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


АЭЛИТА (Орджоникидзе)

Электрогитара АЭЛИТА (Орджоникидзе)

Одна из самых массовых отечественных электрогитар, производившаяся ориентировочно с 1973 года на нескольких предприятиях. Данный экземпляр был изготовлен Фабрикой музыкальных инструментов "Терек", входившей в МПО "КАВКАЗ" и располагавшейся в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
Корпус достаточно своеобразной формы изготовлен из ольхово-елового щита, оклеенного с двух сторон берёзовой фанерой. Буковый гриф крепится к деке тремя винтами, проходящими через треугольный некплейт, утопленный в корпусе, и ввинчивающимися в металлическую пластину, замурованную под накладкой. Гайка анкера выведена в оклеенную красным перлоидом голову грифа и прикрыта хромированной металлической крышкой, как на Ростовских инструментах. Размеченная вытянутыми овалами буковая накладка для эстетики фанерована шпоном красного дерева. Колки - стандартная планка от акустической гитары, с силуминовыми штоками - прикрыты единым металлическим кожухом и укомплектованы белыми пластмассовыми втулками. Корпус и гриф покрыты каноническим чёрным полиэфиром.
Струнодержатель-тремоло достаточно своеобразной конструкции (позаимствованной у ранних гитар HOPF), основной изюминкой которой является отсутствие жёсткого крепления пластины с цангой для рычага к привинченному к деке основанию - она держится только за счёт натяжения струн, что при неумелом обращении способно привести излишне энергичного гитариста к конфузу, когда пластина с рычагом остаётся у него в руке. Роликовый бридж, типовой для гитарных фабрик Юга России, является отдалённым родственником ставившихся на немецкие электрогитары, и позволяет раздельно юстировать мензуру каждой струны и их общую высоту. Бридж украшен щёгольской металлической крышкой и установлен на общем основании с пружинной сурдиной, позволяющей глушить струны за счёт прижимания к ним демпфера из микропористой резины (на данном экземпляре резинка утеряна, что вообще характерно для этих гитар). Антабки - небольшие пластмассовые грибки.
Схема, смонтированная на пикгарде из знакомого нам по перу грифа красного перлоида, состоит из трёх намертво привинченных Люберецких синглов в металлических корпусах с регулируемыми винтами-магнитоводами, двух блоков кнопок (левый блок отвечает за подключение соответствующих звукоснимателей, а правый осуществляет включение пассивных фильтров: верхняя кнопка отвечает за обрез ВЧ некового датчика, а две оставшиеся - за обрез НЧ среднего и бриджевого), отдельных регуляторов уровня для каждого звукоснимателя и общей мастер-громкости (ручки на потенциометрах установлены трогательно-телевизионные). Собственно, та же схема с небольшими изменениями была использована Свердловскими мастерами на гитаре УРАЛ. Гнездо СГ-5 вынесено на бок корпуса в достаточно неудобном месте: почти на нижнем ребре, что не позволяет ставить подключённую гитару на пол.
Вопреки распространённому мнению, что изделия "Терека" были одними из худших в Союзе, данная АЭЛИТА являет собой на редкость удачный инструмент с классической мензурой в 650 мм и весом 3,7 кг: она вполне эргономична, у неё достаточно мощный голос с неплохим сустейном и она - вы не поверите! - вполне уживается с перегрузом. К недостаткам можно отнести некоторую глуховатость звучания и не самый яркий внешний вид - в остальном эта гитара вполне пригодна для гаражного панка, достаточно тяжёлого блюз-рока, и даже харда.

Данный экспонат, произведённый в 1977 году (серийный номер 6061) оказался в MУZЕУМ'е проездом из Петербурга в Москву в 2013 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ