МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


Ростовская ТОНИКА Бас (Баянная)

Электрогитара ТОНИКА Бас (Ростов)

Одна из первых массовых моделей советских басс-гитар, выпускавшаяся Ростовской-на-Дону баянной фабрикой, а также свердловской фирмой клавишных инструментов УРАЛ с 1970 года. Данный экземпляр сошёл со стапелей Баянной фабрики.
Дека, формой восходящая к Ленинградской ЭЛЕКТРОГИТАРЕ-БАС, изготовлена из мебельного блока на основе ели, оклеенного трёхслойной берёзовой фанерой, полностью идентична деке парной ЭГ, за исключением фрезеровки под тремоло. Буковый гриф из трёх частей на немецкий манер крепится к корпусу всего двумя винтами, проходящими через утопленный в корпусе металлический некплейт, и вкрученными в замурованную под накладкой металлическую пластину. Накладка грифа изготовлена из бука, фанерованного шпоном палисандра, и помимо разметки крупными белыми дотами, продублированными на ребре, для вящего благолепия украшена двумя продольными пластмассовыми вставками. В отличие от шестиструнной сестры, басс снабжён регулируемым анкером, гайка которого выведена в голову грифа, кокетливо оклеенную искристым пластиком, и задекорирована характерной для большинства Ростовских инструментов металлической крышкой. Типовые для подавляющего большинства отечественных бассов Алапаевские колки установлены без втулок, и при подобающем уходе вполне справляются со своей задачей.
Струнозацеп представляет собой нехитрый металлический уголок, прикрытый декоративной хромированной крышечкой. Откровенно слабым местом инструмента является незакреплённый на корпусе полиэтиленовый бридж, позволяющий регулировать общую высоту и мензуру струн, но крайне пагубно воздействующий на сустейн. Антабки - небольшие пластмассовые, довольно легко раскалывающиеся.
Электроника, смонтированная на пикгарде из зелёного перлоида с приклеенным по периметру узким белым кантом, полностью аналогична устанавливавшейся на легендарный басс "Кавказ" . На этом экземпляре установлены нетипичные для бассовых ТОНИК звукосниматели, видом напоминающие хамбакеры, но являющиеся банальными синглами и типовой темброблок, схемотехнически наследующий немецким гитарам MUSIMA: пятипозиционный галетный варитон (по часовой стрелке: нековый датчик, оба датчика, бриджевый датчик с обрезом НЧ, нековый датчик с обрезом ВЧ, гитара выключена) и две последовательные громкости, из которых верхняя работает только в первом положении варитона. Традиционное гнездо СГ-5 установлено в довольно неудачном месте - на нижнем углу корпуса, что лишает исполнителя возможности поставить подключённую гитару, прислонив её к стенке или комбику. Заземление струн отсутствует, что порождает досадный фон.
С точки зрения использования, Ростовская ТОНИКА Бас является не самым идеальным инструментом: баланс с откровенным дифферентом на голову грифа, мензура 800 мм, довольно слабый по современным меркам выхлоп датчиков, гриф, имеющий тенденцию к "винту", отсутствие заземления струн - всё это лишь в какой-то мере компенсируется вызывающе оригинальной формой. Однако, на общем фоне отечественных басс-гитар, ТОНИКА выглядит вполне уверенно. Для пост-панка, эстрадных номеров, биг-бита и прочих неэкстремальных стилей - вполне подходит.

Данный экспонат 1980 года выпуска (серийный номер 24588) попал в МУЗЕУМ в 2012 году и был восстановлен Питерским мастером Павлом ШУПИКОМ.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ