МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


JOLANA Marina

Электрогитара JOLANA Marina

Пожалуй, самая старая модель электрогитары от Чехословацкого концерна JOLANA, с которой мне довелось ознакомиться. Этот инструмент выпускался на фабрике в Градце Кралове с 1961 года (когда, собственно, и JOLANA-то ещё не было, а была фирма NEOTON) до 1965, когда появилась Marina 2.
Довольно глубокий корпус инструмента, характерной для ранних полуакустик формы single cutaway, изготовлен из кленовой профилированной фанеры, усиленной еловыми пружинами. Верхняя и нижняя деки, а также гриф украшены трёхслойным кантом, а эфы - цельнолитой деталью с Г-образным профилем. Гриф из трёх кусков клёна, с ореховой накладкой, размеченной ромбическими маркерами из того же искристого пластика, что украшает голову, крепится к корпусу винтом - как у акустических гитар. Колки раздельные, с характерными узнаваемыми основаниями витиеватой формы, но не с привычными, подушечкообразными лопастями, а с ранними, почти круглыми. Гайка анкера выведена в голову грифа и прикрыта металлической крышкой, унаследованной серией Star V, а впоследствии и вовсе умыкнутой Белорусскими лютнерами. Мензура - ставшая стандартом для Чехословацких электрогитар, 630 мм.
Струнодержатель-тремоло, изготовленный из силумина и украшенный завершающей ансамбль накладкой из уже знакомого нам искристого пластика, имеет довольно своеобразную конструкцию, в которой струны оборачиваются вокруг подпружиненного блока, и позволяющую работать рычагом как на понижение, так и на повышение строя. Незакреплённый на корпусе бридж имел несколько модификаций (в т.ч. и с узнаваемой деревянной частью с пропилами для переставляемых обрезков ладовой проволоки), на данном экземпляре установлен металлический, почти точно повторяющий Bigsby rocking brige, из двух частей, позволяющий отстраивать мензуру и высоту струн. Антабки металлические, небольшие, тем не менее, позволяющие надёжно фиксировать гитару на ремне.
Схема инструмента состоит из двух синглов Brilant, ставившихся также на серию STAR, в прямоугольных пластмассовых корпусах, приклеенных к деке через войлочные прокладки, и темброблока, смонтированного на треугольном металлическом пикгарде, выполняющем также функцию экрана. Карта подключений, выполняемых блоком кнопок, явно позаимствованных у какого-нибудь радиоприёмника, не совсем очевидна: нек с обрезом ВЧ, нек, нек + бридж, бридж и бридж с регулировкой громкости.
С точки зрения эксплуатации, Marina представляет собой джаззовый арктоп, со всеми присущими этому виду гитар плюсами и минусами. Она неплохо сбалансирована, имеет достаточно удобный гриф V-образного профиля, и довольно громко звучит неподключённой. На чистом канале гитара вообще напоминает неплохую акустику. С другой стороны, исходя из современных требований, предъявляемых к электрогитарам, следует отметить не самый роскошный сустейн, довольно средний выхлоп и потерю артикуляции на перегрузе (небольшой овердрвайв - предел для этой старушки). В то же время достаточно прозрачный, чёткий, богатый красивыми обертонами (не забываем, что инструменту скоро полсотни лет) голос, как уже говорилось выше, неплохо подходит для джазза, лёгкого блюза и иных неэкстремальных, но красивых стилей, требующих умения непосредственно играть.

Данный экземпляр, выпущенный в начале 60-х годов, имеющий серийный номер 301043, был восстановлен из дров мастером Павлом ШУПИКОМ и в настоящее время находится в его личной коллекции.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ