Ни много ни мало - цельнокорпусная инкарнация легендарного
Tornado, выпускавшаяся на Градцекраловской
и Кроновской фабриках чехословацкого концерна JOLANA в период с 1964 по 1972 годы. Модели Uragan, Hurricane и Hurricane II имеют
только незначительные отличия экстерьерного плана.
Корпус гитары, формой идентичный парному бассу
Typhoon II, изготовлен из ольхового блока и, пожалуй, имеет определённое сходство с гитарой
FENDER Jaguar. Кленовый гриф с эбеновой
накладкой, размеченной дотами из речного перламутра, крепится к деке четырьмя шурупами через стандартный трапецеидальный
некплейт. Голова грифа не имеет наклона, поэтому снабжена скобообразным ретейнером, обеспечивающим надёжное прилегание струн
к пластиковому порожку и нулевому ладу. Колковая механика открытого типа с металлическими бутонами получена из обчных колков
путём усекновения станин с целью уменьшения расстояния между штоками. Корпус инструмента выкрашен стандартным
для JOLANA "пурпурным" колером, а гриф - прозрачным лаком.
Струнозацеп-тремоло, типового для поздних чехословацких
цельнокорпусных гитар вида, наследует систему всё того же Jaguar'а и
позволяет работать рычагом на понижение строя. Бридж, знакомый нам по
полуакустикам, состоит из металлического
основания и силуминовой обоймы с вкрученными винтовыми сёдлами, позволяющими осуществлять тонкую юстировку мензуры
каждой струны в отдельности. Две винтовые опоры-шпильки, вставленные в углубления основания через капроновые муфточки,
позволяют регулировать общую высоту струн и обеспечивают покачивание верхней части бриджа при работе тремоло. Кроме того,
бридж снабжён качельным демпфером, глушащим струны полоской микропористой резины - что также напоминает нам об изделии
американских лютнеров. Верхняя антабка большого диаметра, а нижняя представляет собой чехословацкое ноу-хау -
вывинчивающуюся регулировочную отвёртку.
Hurricane II оснащён тремя регулируемыми по высоте звукоснимателями Maestro с красивыми вставками из искристого пластика,
а идеология электрической схемы, смонтированной на пикгарде из чёрного оргстекла с прокрашенной белой краской фаской по
периметру, также отсылает нас к Jaguar'у - одиночный клавишный переключатель позволяет выбрать один из двух каналов: либо
сигнал среднего датчика, либо нек и бридж, управляемые четырёхкнопочным "баяном" (две верхние клавиши включают соответствующие
звукосниматели, третья кнопка отвечает за обрез ВЧ, четвёртая - за обрез НЧ). Помимо этого в схему входят мастер-громкость, общий
тембр и стандартное болтообразное гнездо. Следует отметить, что клавишные переключатели, хоть и имеют в своей конструкции
тканевые и даже деревянные части, намного надёжнее своих предшественников - за счёт отказа от проволочных контактов.
С точки зрения использования по прямому назначению, данное изделие чехословацких мастеров исключительно радует: это довольно
лёгкая, эргономичная и эстетичная гитара с мензурой 630 мм и достаточно широкой тембровой палитрой. Если на чистом звуке её голос
может показаться не самым выразительным, то на перегрузе мы имеем совершенно роскошный рык, идеально подходящий для классического
хард-рока, мод-рока и раннего панка. К недостаткам инструмента можно отнести почти плоскую накладку грифа и средний датчик, несколько
мешающий игре - в остальном же это, наверное, лучшая цельнокорпусная гитара от JOLANA, которую я
держал в руках - за исключением, пожалуй, только
Grazioso. К сожалению, за девять лет выпуска данного типа инструментов, их было изготовлено всего три с половиной тсячи...
Забавный факт: мастера Ереванской фабрики музыкальных инструментов использовали Hurricane II как прототип ранней ипостаси
КРУНКа.
Данный экспонат 1971 года рождения (серийный номер 73162), приехал в МУZЕУМ из далёкого Иркутска и был приведён в полностью
работоспособное состояние Питерским гитарным мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2017 году.
|