МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


КРЕМОНА Джибсон бас

КРЕМОНА Джибсон бас

Одна из самых распространённых на наших бескрайних просторах басс-гитар, производившаяся в 60-80-х годах прошлого века фабрикой БЪЛГАРСКА КРЕМОНА, расположенной в городе Казанлык, и носящая достаточно странное для "демократического" инструмента название "Джибсон бас".
Корпус, формой и габаритами весьма напоминающий изделие мастеров MIGMA, изготовлен из формованной трёхслойной еловой фанеры, усиленной парой продольных пружин под верхней декой. Буковый трёхчастный гриф крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через прямоугольный металлический некплейт. Выкрашенная в чёрный цвет буковая накладка не имеет радиуса и маркирована небольшими пластмассовыми дотами на 5-м, 7-м и 12-м ладах. Узкий врезной пластмассовый порожек выполняет роль направляющей при нулевом ладе. На ранних экземплярах устанавливались довольно изящные колки с фигурным основанием и прямоугольными перлоидными лопастями, а на более поздних - стандартные болгарские, такие же, как, скажем, на ОРФЕЙ Хеброс. Пулеобразная гайка регулировки анкера под вороток выведена в пятку грифа. Корпус выкрашен в чёрно-красный бёрст, помимо этого, обе деки, эфы и гриф украшены нешироким однослойным белым кантом.
Струнодержатель представляет собой достаточно замороченное сооружение: зацеп, крепящийся к обечайке двумя шурупами и нижней антабкой, имеет крупную металлическую "пуговицу", за которую цепляется плоское основание с отверстиями, за которое, в свою очередь, цепляется небольшой струнодержатель, то есть, вся конструкция держится в двух местах только за счёт натяжения струн! Бридж, незакреплённый на корпусе, в принципе повторяет ставившийся на парную гитару КРЕМОНА Соло: установленное на двух опорах, позволяющих регулировать высоту струн, металлическое корытце, в которое вложена полиэтиленовая обойма с сёдлами из оргстекла, передвигая которые, можно юстировать мензуру каждой струны в отдельности. Антабки металлические, довольно крупные, нижняя, как уже говорилось, дополнительно фиксирует зацеп струнодержателя, верхняя расположена на обечайке под пяткой грифа. На поздние инструменты параллельно струнам между датчиками устанавливались пластмассовые планки для игры с опорой на палец.
Электрическая схема инструмента неожиданно проста: два небольших звукоснимателя-сингла в металлических корпусах, закреплённые в отверстиях верхней деки при помощи пластмассовых рамок и имеющие возможность подстройки высоты, раздельные регуляторы громкости (ближние к канту), общий тембр и обычное гнездо СГ-5, припаянное к квадратному металлическому джекплейту, установленному на обечайке. На ранних инструментах использовались металлические ручки с резиновым кольцом, напоминающие увеличенные ручки MUSIMA, но без стопорного винта, на поздних - сложносочинённые металлопластиковые.
С точки зрения эксплуатации, Джибсон бас, как и многие другие социалистические инструменты, вызывает противоречивые чувства. Если сравнивать с родственным ORFEUS Тримонциумом, то КРЕМОНА, безусловно, удобнее в плане баланса, хотя межструнное расстояние у обоих гитар несколько узковато, а плоская накладка Джибсона требует определённой привычки. В звуке, как это характерно для маломензурных (780 мм) бассов, превалируют СЧ, а прихотливая схема крепления струн и обилие пластика в бридже подъедают и сустейн, и атаку, хотя и не фатально. Выхлоп датчиков откровенно слаб. В общем и целом, признать данный перл балканского гитаростроения излишне удачным не получается, хотя характерное "пумканье" (особенно с плосконавитыми струнами) - гарантировано. При желании Джибсон бас вполне можно использовать для ретро-стилизаций, хотя имели место прецеденты, когда люди умудрялись неплохо исполнять на нём и хэви-метал.
Данный экспонат, произведённый в 1974 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у лидером группы МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЗАВОД Михаилом КОЛОСОВЫМ в 2013 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ