МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


Электромандолина КРУНК

Электромандолина КРУНК


Забавный инструмент, выпускавшийся Ереванской фабрикой музыкальных инструментов ориентировочно в 1973-76 гг. Не знаю, насколько популярны были в СССР лютневая музыка или блюграсс, но думается, что трёхтысячный тираж этого изделия с лихвой удовлетворил все потребности Империи в подобных инструментах.
Плоский круглый корпус электромандолины диаметром 29 см, как и у его более солидных родственников, выполнен из оклеенного фанерой букового блока. Безанкерный буковый гриф крепится к деке двумя шурупами безо всяких некплейтов. Буковая накладка маркирована маленькими точками из синего перлоида. Колковая механика, производства Ленинградской фабрики им. А.В. Луначарского - с силуминовыми штоками, 2х4 (поскольку Ереванская электромандолина имеет неаполитанский строй с четырьмя сдвоенными струнами). Втулки колков выточены на токарном станке и плохо держатся в отверстиях. Белый порожек склеен из трёх слоёв целлулоида, как, скажем, и у инструментов Одесской фабрики). Мензура - 350 мм. Корпус и гриф покрыты чёрным полиэфирным лаком с эффектом "звёздная пыль".
Струнодержатель в форме лиры, штампованный из металлического листа, также Ленинградского производства. Незакреплённый на деке бридж представляет собой простой металлический брусок с пропилами и двумя ввинчивающимися стойками с накаткой, позволяющими регулировать общую высоту струн.
Схема, смонтированная на пикгарде из красного искристого пластика, состоит двух маленьких синглов во фрезерованных из латуни корпусах (их винты крепления только выглядят, как регулирующие высоту), потенциометра баланса между датчиками, мастер-громкости, четырёхпозиционного варитона (чистый сигнал и трёхступенчатый обрез ВЧ) и гнезда СГ-5, расположенного на торце корпуса. Особую пикантность придаёт бесхитростное использование в датчиках обрезков резиновой магнитной ленты от дверок холодильников. (Более поздние экземпляры имеют пикгард из крашенного чёрным с тыльной стороны пластика и упрощённую схему, а самые поздние - накладные датчики, представляющие собой уменьшенные копии гитарных и серебристый пикгард).
Не будучи специалистом, я не возьмусь судить об удобстве инструмента, именно как мандолины. На мой взгляд, гриф слишком узок, место размещения выходного гнезда делает игру сидя не слишком удобной, а отсутствие антабок игру стоя - невозможной. Выхлоп у датчиков откровенно мал, что в комплексе с отсутствием заземления струн не самым лучшим образом сказывается на фоне. За счёт достаточно близкого расположения датчиков, изменения в звучании, вызываемые вращением потенциометра баланса, почти незаметны. В общем и целом, наверное, имеет смысл рассматривать это произведение армянских лютнеров скорее как забавный кунштюк, нежели как полноценный музыкальный инструмент.

Данный экземпляр (с выбитым на струнодержателе серийным номером 486), произведённый в начале 1975 года, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у коллегой Cdur в 2023 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ