МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


УРАЛ 650 "Натурал"

Электрогитара УРАЛ 650

Любопытный экземпляр классической советской электрогитары УРАЛ 650, почти двадцать лет выпускавшейся Свердловской фирмой клавишных инструментов. К началу 90-х, вместе с рухнувшей Империей, фабрика переживала не лучшие времена - что не могло не сказаться на её изделиях: в них уже не так просто уловить сходство с прототипом - YAMAHA SG 5.
Первая мысль при виде этого инструмента: "Очередной малолетний дебил наслушался сказок о влиянии лака на звук и ободрал бедный УРАЛ до дерева, пытаясь "раскрыть" его звук... Чёртов Страдивари!" При ближайшем рассмотрении, впрочем, очень быстро приходит понимание, что "раздел" гитару не безрукий пионер, а банальный экономический кризис: у предприятия просто не нашлось денег на закупку даже половой краски, поэтому прозрачным полиэфиром пришлось покрывать голую тушку. Зато подобный окрас, помимо определённой оригинальности, позволяет подробно изучить использовавшееся в данный период времени для изготовления электрогитар дерево. Корпус инструмента (лишённый, кстати, эргономического скоса под локоть) изготовлен из елового блока, скреплённого берёзовой фанерой. Все распилы и дефекты дерева, обычно скрытые непрозрачной бронёй, здесь доступны для обозрения (особенно впечатляют банальные деревянные чопики на месте выпавших сучков). Буковый гриф с размеченной пластиковыми точками буковой накладкой, фанерованной тонким шпоном красного дерева, крепится к деке четырьмя шурупами. Гайка анкера под вороток выведена в пятку и доступна для регулировки через небольшую ревизионную шахту, прикрытую жестяным некплейтом. Голова грифа, снабжённая уникальными силуминовыми колками производства завода при НИИА, не имеет наклона, поэтому на ней установлен треугольный ретейнер, обеспечивающий достаточное прижимание струн к нулевому ладу через пластмассовый направляющий порожек. Из декоративных элементов на инструменте остался только узкий кант на грифе.
Струнодержатель-тремоло скопированный с упоминавшейся YAMAHA SG 5 почти в копейку, при должной отстройке позволяет работать рычагом и на повышение, и на понижение строя. Установленный на вбитых в корпус шпильках с регулировочными шайбами роликовый бридж, скроенный по мотивам итальянской версии тюн-о-матика GHERSON, обеспечивает подстройку общей высоты и юстировку индивидуальной мензуры струн. Пластмассовые антабки традиционно являются слабым звеном (особенно нижняя).
Собранная на пикгарде из зелёного перлоида схема инструмента восходит к схеме электрогитары АЭЛИТА: три регулируемых по высоте сингла, украшенных золотистым орнаментом, в котором при определённой доле болезненной фантазии можно увидеть Звёзды Давида, два блока кнопок П2К (правый включает звукосниматели, левый - их обрезные фильтры), раздельные регуляторы уровня датчиков, мастер-громкость и гнездо СГ-5.
Вопреки ожиданиям, данное нагое чудо оказывается далеко не самой страшной красавицей в более чем стотысячном тираже титульной советской электрогитары: это достаточно удобный инструмент с мензурой 650 мм, обладающий довольно интересным голосом, при наличии прямых рук подходящим для широкого спектра стилей - от сёрфа и фанка до лёгкого тяжеляка. К недостаткам гитары можно отнести некоторую грубоватость исполнения и, в отличие от схемотехники более ранних инструментов, невозможность сходу выстроить в голове алгоритм работы темброблока: частотные фильтры являются взаимозависимыми, поэтому нажатие одной кнопки способно непредсказуемо изменить настройку - с другой стороны, это обеспечивает широчайшую палитру тембров.

Данный экспонат, выпущенный в начале 1992 года (серийный номер 96705), был любезно передан МУZЕУМ'у участником группы ЛИСИЧКИН ХЛЕБ Дмитрием МОДЕЛЕМ в 2018 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ