Совершенно загадочный экспонат, приписанный к Черниговской фабрике музыкальных инструментов им. П.П. Постышева в определённой степени условно,
на основании морфологического анализа его конструктивных особенностей (при этом, часть узлов явно перекочевала на него с других фабрик). Имела ли место
быть некая кооперация различных производителей, заказной инструмент или мы наблюдаем некий прототип модели, не пошедшей в серию – Бог весть. Фактом остаётся лишь
существование нескольких экземпляров разной степени сохранности – включая неокрашенные заводские корпуса.
Дека инструмента, отдалённо напоминающего классическую АЭЛИТУ, изготовлена
из хвойного блока, прикрытого с обеих сторон берёзовой фанерой. Безанкерный гриф из трёх кусков бука крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими
через металлический некплейт в форме заострённой перевёрнутой капли, причём верхний шуруп вкручивается в пятку грифа. Накладка из тёмного граба, изрядно
напоминающего венге, размечена импозантно смещёнными дотами из белого пластика. Деревянный верхний порожек служит направляющей для нулевого лада. Колки
собственного производства на одной планке 1х6 установлены в небольшой выборке с тыльной стороны пера грифа и прикрыты крупной металлической пластиной.
Корпус гитары покрыт чёрным полиэфирным лаком, а гриф выкрашен нитроэмалевой краской, склонной к шелушению.
Пока всё шло вполне традиционно для Черниговских электрогитар,
но уже следующий пункт вызывает некоторое изумление: на инструменте штатно установлен комбайн, знакомый нам по гитарам
Одесской фабрики. Управляемое солидным рычагом барабанное тремоло
крайне оригинальной конструкции, смонтировано на крупной трапецеидальной металлической пластине. На том же основании через две шпильки с
рифлёными шайбами, регулирующми общую высоту, установлен бридж, представляющий собой прикрытое красивой крышечкой металлическое корытце с раздельными
подпружиненными латунными роликовыми сёдлами, позволяющими юстировать мензуру каждой струны в отдельности. Антабки – винты с шарообразными головками,
через которые продеты петли под карабины.
Следующий сюрприз мы видим, когда обращаемся к схеме гитары. Здесь мы наблюдаем хорошо знакомый нам по
изделиям МПО "Кавказ" комплектный темброблок, смонтированный на пикгарде из
зелёного целлулоида и включающий в себя три Люберецких сингла, два блока кнопок П2К, раздельных регуляторов уровня датчиков и мастер-громкости. Левый
блок кнопок подключает каждая свой звукосниматель, а правый активирует пассивные фильтры: верхняя кнопка обрез ВЧ некового датчика, а две оставшиеся – обрез
НЧ среднего и бриджевого. Гнездо СГ-5 установлено на ребре корпуса. Заземление струн не предусмотрено. Учитывая, что в те же самые годы в далёкой Армении
такие же темброблоки штатно устанавливались на
КРУНКи, можно вольготно развивать разнообразные конспирологические теории.
В целом данный инструмент представляет собой весьма занимательный гештальт с классической мензурой 650 мм, достаточно увесистый и по-своему эстетичный.
Со звуком, правда, всё не так лучезарно: хилые Люберецкие синглы и навороченные цепочки темброблока выдают на выходе довольно слабый сигнал, который
худо-бедно можно применять в посконно-домотканных ВИА, сибирском панке и нойзе – но вопиющая редкость девайса всё-таки компенсирует его относительную
функциональность.
Данный экземпляр, выпущенный в 1974 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных
электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2024 году.
|