Фогтланд исстари был одним из Европейских центров производства музыкальных инструментов, и деревенька Эрлбах, условный "пригород"
Маркнойкирхена, не была исключением: здесь с 1923 года делал скрипки и виолончели Курт Сайферт. Его сын Хайнц, которому на момент начала
войны с СССР исполнилось 18 лет, был призван в армию и отправлен на восточный фронт. Из русского плена он возвратился в 1949 году и
продолжил семейное дело, став в итоге одним из самым уважаемых музыкальных мастеров ГДР. Мастер строил инструменты для самых разных фирм
и объединений (в основном для
MIGMA и OEBRA) и одним из немногих имел
возможность маркировать свои изделия: эти замечательные инструменты, поражающие тщательностью отделки и прекрасным звучанием, по
большей части носят гордое имя "Favorit". Количество их невелико, мы рассмотрим полуакустический басс, дошедший до нас в добром
здравии – не без помощи массивного штатного кофра.
Асимметричный корпус инструмента состоит из профилированных резных дек (верхняя из массива ели, нижняя из струйчатого клёна) и кленовой
обечайки. Верхняя дека усилена парой продольных пружин. Гриф, набранный из буковых и кленовых брусков, вклеен в корпус по 16-му
ладу. Благодаря конструкции и качеству изготовления, невзирая на отсутствие анкера, геометрия грифа за долгие годы не претерпела никаких
изменений. Ладовая пластина, маркированная помимо разметки точками в стиле "игральные кости" ещё и косыми пластиковыми вставками, изготовлена
из палисандра. Трёхслойный верхний порожек является направляющей гребёнкой для нулевого лада. Раздельные типовые бассовые колки Rubner
установлены на вытянутой голове грифа без втулок. Их хрупкие пластмассовые лопасти на данном экземпляре заменены на геометрически точные
металлические субституты. Инструмент имеет роскошную отделку: верхняя и нижняя деки украшены восьмислойным кантом, обечайка двумя
четырёхслойными обвязками, перо грифа оклеено чёрным целлулоидом, который по периметру окружает кант трёхслойный, и только сам гриф и эфы
могут похвастаться сиротливой белой каёмкой.
Струнодержатель, состоящий из привинченного к обечайке тремя шурупами зацепа и пластины с отверстием в виде геральдического герба и
традиционными немецкими фасками по периметру – типовой для
немецких басс-гитар тех лет. Незакреплённый на
деке двухчастный палисандровый бридж с пластмассовой косточкой позволяет отстраивать общую высоту и мензуру струн. Антабки – привычные
для германских инструментов латунные петельки под карабины. Пикгард вычурной формы с надписью "Favorit" и кантом, крепится через кронштейны
к обечайке и торцу грифа. Этот флажок, словно пресловутая картина, закрывает солидное круглое расширение правой эфы, через которую вёлся монтаж
электрической схемы.
К деке гитары через целлулоидные подставки жёстко привинчены два классических бассовых звукоснимателя SIMETO в металлических
корпусах с регулируемыми винтами-магнитоводами. Схема темброблока представляет собой слегка модернизированный
немецкий канона: мы имеем два галетных
переключателя и два потенциометра. Левый четырёхпозиционный галетник позволяет выбрать одно из следующих сочетаний: бридж, бридж и
нек, бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ, при этом левая ручка громкости активна только в первом положении. Правый потенциомерт -
мастер-громкость, а второй двухпозиционный галетник, несколько неожиданно для рассматриваенмой исторической эпохи - килсвитч.
Традиционное гнездо под джек с хрупкими пластмассовыми ушками установлено на обечайке. Заземление струн не предусмотрено.
Безусловно, данный Favorit вполне оправдывает своё название: это очень импозантная и роскошно (но со вкусом!) декорированная винтажная
басс-гитара с мензурой 800 мм, довольно лёгкая и удобная. Со звуком дела тоже обстоят превосходно: басс выдаёт
насыщенные благородными обертонами порыкивания, которые крайне уместны в любой музыке – от сермяжного джазза, через бит и протохард к
постпанку и многозначительному инди. К недостаткам инструмента можно отнести некоторый дифферент на голову и тягу к заводкам на слишком
большой громкости (что, впрочем, характерно для всех без исключения полуакустик).
Данный уникальный экспонат, построенный в 1971 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у
Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ
в 2021 году.
|