Ранняя версия электрогитары ТОНИКА, выпускавшейся Свердловской фирмой клавишных инструментов УРАЛ
в период ориентировочно с 1969 по 1977 годы. Данный инструмент имеет ряд отличий от основной массы
Свердловских ТОНИК, что позволяет условно выделить его в отдельную категорию.
Форма корпуса, изготовленного из оклеенного берёзовой фанерой ольхового блока, является парафразом на тему
Ленинградской РИТМ-СОЛО,
и гораздо ближе к форме
Ростовской двоюродной сестры. Буковый гриф с грушевой накладкой, размеченной
вытянутыми овалами (на самые первые экземпляры устанавливалась накладка из чёрного дерева) крепится к деке двумя
винтами через утопленный в корпус металлический некплейт. Винты крепления грифа ввинчиваются в отверстия
замурованной под накладкой металлической пластины, одновременно являющейся стопором нерегулируемого
компрессионного анкера. Гитара имеет нулевой лад и трёхслойный верхний направляющий порожек на манер
немецких гитар. Колковая механика без втулок,
открытого типа, 1х6, с силуминовыми штоками как на акустике. Первые партии гитар окрашивались итальянским полиэфиром
в красный либо бирюзовый цвет, затем всё поглотил отечественный чёрный, хотя ближе к концу производства
промелькнула партия жёлтых ТОНИК.
Станина струнодержателя-тремоло позволяющего повышать и понижать строй и скопированного один в один с
немецкого, имеет форму как у Ростовской инкарнации, хотя на более поздние Свердловские ТОНИКИ ставилась
уже его "зализанная", обтекаемая версия. Металлический бридж с раздельными
роликовыми сёдлами также представляет собой копию MUSIMA'вского и позволяет отстраивать общую высоту струн
и мензуру каждой струны в отдельности. Антабки - прозаические металлические грибки.
Пикгард, опять же имеющий форму сходную с Ростовским, изготавливался из оргстекла, закрашенного с оборота
чёрной или белой краской. Электроника, смонтированная на нём, стандартная: два жёстко привинченных сингла в
крупных "хамбакерообразных" корпусах с регулируемыми магнитоводами, варитон на пять положений и две громкости,
одна из которых работает только в первом положении варитона. Выходной разъём - высокочастотный СР-50-73
(такие используются в осциллографах и прочей незвуковой аппаратуре), ввёрнутый вo вмурованную в ребро корпуса
латунную втулку. Почему Свердловчане какое-то время
ставили его на гитары - тайна покрытая мраком. В остальном схема являет собой несколько модифицированную
немецкую: в первом положении галетника
работает нековый звукосниматель с двумя громкостями, во втором оба, в третьем бриджевый с обрезом НЧ,
в четвёртом нековый с обрезом ВЧ, в пятом гитара выключена.
К недостаткам инструмента можно отнести отсутствие заземления струн, не всегда корректную работу тремоло,
не самые надёжные колки и невозможность
регулировки анкера без вскрытия декоративной целлулоидной наклейки на голове грифа. В остальном, как это принято
в России, качество изготовления изделий в начале производства обычно выше, чем дальнейший серийный вал.
Данное правило справедливо и в отношении советских гитар: Красная ТОНИКА звучит и выглядит заметно лучше
своей младшей сестры - по твангу она практически забила
FENDER Stratocaster, хотя и несколько уступила ему по
глубине звука. В целом, для музицирования вероятно имеет смысл искать именно ранние ТОНИКИ, поскольку
(после небольшой подгонки) это вполне боеспособные инструменты с оригинальным дизайном - для неэкстремальных
стилей, естественно.
Данный экспонат, изготовленный ориентировочно в 1971 году (серийный номер 8334), приехал в МУZЕУМ из
Краснодара и был восстановлен мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2012 году.
|