МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ЭЛГАВА "Уника-2"

ЭЛГАВА "Уника-2"

Классическая отечественная электрогитара, десять лет небольшими тиражами выпускавшаяся Московской экспериментальной фабрикой музыкальных инструментов с 1972 года. Судя по всему, московскими лютнерами была предпринята попытка создать универсальный инструмент, способный заменить и адаптеризованную акустику и цельнокорпусную гавайскую гитару.
Покрытая чёрным полиэфиром дека оригинальной формы изготовлена из наборного блока скреплённых фанерой брусков хвойных пород. Склеенный из нескольких кусков клёна гриф не имеет анкера и крепится к деке четырьмя шурупами через металлический некплейт. В силу конструкции и малой мензуры (610 мм), отсутствие анкера не оказывает на гриф особого негативного влияния. Грушевая накладка, маркированная пластмассовыми дотами, смещёнными на 12-м ладу, не имеет радиуса. Колки раздельные, Алапаевского завода, на две стороны (на ранних ЭЛГАВА'х устанавливались стандартные "акустические" Ленинградские колки на двух планках). Изюминкой гитары является металлический верхний порожек, опирающийся на проходящий сквозь голову грифа регулировочный винт, при помощи которого, поднимая порожек, можно превратить гитару из обычной в гавайскую. Название "Элгава" нанесено по трафарету на корпус, а голова грифа украшена загадочным логотипом "Уника-2".
Струнодержатель представляет собой металлическую пластину с горизонтальной прорезью, в которую вставляется одна из ножек П-образного зацепа. Во второй ножке зацепа имеются прорези, за которые цепляются бобышки струн. Некоторое время зацепы выпускались универсальные - с шестью прорезями с одной стороны для ЭЛГАВЫ и четырьмя с другой - для басса РОДЕН. Деревянный незакреплённый на деке бридж с пластмассовым порожком позволяет регулировать высоту струн. Антабки металлические, среднего диаметра, напоминающие антабки некоторых Чехословацких гитар JOLANA.
Электрическая схема гитары проста и очевидна: два звукоснимателя (на ранних ЭЛГАВА'х ставились звукосниматели МАГНЕТОН для акустических гитар "за 9 рублей", затем следовали Люберецкие синглы и уже в самом конце - регулируемые по высоте синглы МЕЛОДИЯ), клавишный селектор датчиков из осветительного выключателя как на Ленинградском РИТМ-СОЛО, общие регуляторы громкости и тона, а также выходной разъём СГ-5. Всё это добро с рудиментарным экраном из толстой алюминиевой фольги смонтировано на пикгарде из искристого пластика.
Как музыкальный инструмент, ЭЛГАВА оставляет двойственное ощущение: с одной стороны, не очень удобный "акустический" гриф с высокой пяткой, добавляющей "коробчатость" в звук, не всегда корректно работающий механизм верхнего порожка, большое расстояние от струн до датчиков и отсутствие заземления радости не доставляют. С другой стороны - гитара красивая, лёгкая, удобная, с интуитивно понятными органами управления, что среди отечественных инструментов встречается нечасто. В целом, данное изделие МЭФМИ можно рекомендовать для гаражного рока, сёрфа - и даже нетяжёлого харда, благо с перегрузом она более-менее уживается. Помимо ЭЛГАВ'ы "Уника-2" выпускалась модель ЭЛГАВА-В, оснащённая тремоло-машинкой.

Данный экспонат, произведённый в конце 70-х (ни о чём не говорящий номер, выбитый на пятке грифа - 986), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.

ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ