МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


СОЛО-РИТМ "Эльта" ЭГСР-650

Электрогитара СОЛО-РИТМ Эльта ЭГСР-650

Ранняя версия одной из самых причудливых гитар советского гитаростроительного комплекса, разработанная Геннадием Ильичом Демура и выпускавшаяся филиалом Елецкого завода ЭЛЬТА, расположенным в городе Свердловске Луганской области УССР с 1972 по 1977 год.
В отличие от более поздней инкарнации, ЭГСР-650 выглядит намного благообразнее. Небольшой аккуратный корпус вполне гармоничной формы выполнен по принципу semy-hollоwbody - выпиленная из фанерного блока неширокая обечайка вклеена между двух дек из 5-миллиметровой берёзовой фанеры. Гриф буковый, трёхкусковый, с буковой накладкой, размеченной маркерами из зелёного целлулоида, имеет вполне классический профиль. Голова грифа, украшенная наклейкой из "мраморного перлоида) чуть уже и изящнее, чем у следующего воплощения. Маркеры - небольшие круглые точки на 5, 7, 10 и 12 ладах. Колки - стандартные, львовские акустические, с силуминовыми штоками, 1х6 и втулками, выточенными на токарном станке. Гриф крепится к корпусу двумя винтами, вкручивающимися в привинченную (!) к пятке грифа металлическую пластину. Мензура у инструмента, как явствует из названия, 650 мм. Антабки - металлические грибки на нижнем торце и между винтами крепления грифа. Верхняя антабка крепит металлический некплейт, на котором вручную (!) выгравированы номенклатурные письмена. Покрытие корпуса и грифа - слой чёрного полиэфирного лака, довольно тонкий (самые первые партии красились итальянским полиэфиром в красный, зелёный, синий, жёлтый и голубой цвета).
Струнодержатель-тремоло - самобытная и вполне работоспособная версия Jaguar'овского. Незакреплённый на деке бридж состоит из металлического основания с двумя близко посаженными винтовыми шпильками с массивными грубыми подстроечными гайками, выточенной из эбонита ответной части и свободно лежащего прутка-порожка. В силу малого расстояния между верхней кромкой машинки и нижним краем пикгарда, регулировка мензуры - чисто номинальная.
Схема, смонтированная в данном случае на пикгарде из того же зелёного перлоида (на более ранних экземплярах использовался японский искристый пластик, а на более поздних - листовой полиэтилен), отличается от схемы младшей сестры: три ранних Львовских сингла (скопированных с чехословацких звукоснимателей Brilant) в прямоугольных хромированных корпусах с ползунковыми магнитоводами, пятипозиционный варитон-галетник, регуляторы громкости и тембра с точёными металлическими ручками (на более поздние экземпляры ставились обычные телевизионные ручки). Варитон позволяет получить пять контрастных тембров (по часовой стрелке): нек с обрезом ВЧ, миддл с обрезом ВЧ + бридж, нек с обрезом ВЧ + бридж с обрезом НЧ, бридж с обрезом НЧ, бридж с полным обрезом НЧ.
С точки зрения удобства игры, как ни странно, ЭГСР-650 несколько уступает более поздней модели: в силу бoльшего верхнего рога вторая удобнее по балансу. По звуку ЭЛЬТА ничуть не хуже тех же ТОНИКИ или УРАЛа, и в целом достаточно удачна - если не принимать в расчёт некоторую топорность исполнения.

Данный экспонат, произведённый ориентировочно в начале 70-х, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ