Очень редкий инструмент, недолго выпускавшийся с середины 60-х годов фабрикой музыкальных инструментов в
венгерском городе Сегед. Основной продукцией фабрики, закрывшейся только в 2003 году, были классические струнные
инструменты - скрипки, виолончели и т.д., поэтому можно считать производство электрогитар (помимо шестиструнного Solo
выпускались бас Bassus, короткомензурка Second, электрогитара с каплевидным корпусом и пара адаптеризованных
акустик REGINA) побочным - с соответствующим к нему отношением.
Корпус инструмента, формой подозрительно напоминающий итальянскую
CRUCIANELLI Elli Sound, изготовлен по типовой для
большинства бюджетных солидбоди-гитар (типа
EGMOND'а или
ЭЛЬТЫ): между деками из толстой фанеры вклеена неширокая
обечайка, плюс небольшие усиливающие бруски в районе тремоло и кармана грифа. Безанкерный буковый гриф с маркированной
перлоидными дотами и выкрашенной в чёрный цвет накладкой крепится к корпусу двумя шурупами. Вероятно, место крепления грифа
является главной проблемной зоной инструмента: фактически можно сказать, что гриф прикручен к тонкой фанере нижней
деки, что достаточно плачевно сказывается на механической надёжности конструкции. Перо грифа оклеено красивым белым
перлоидом с нанесённым по трафарету наименованием модели. Колковая механика открытого типа на одной планке 1х6
установлена без втулок. Поскольку наклон головы грифа отсутствует, для надёжного прижимания струн к верхнему порожку
из прозрачного оргстекла существует металлический ретейнер. Корпус и гриф красились нитроэмалью, которая с течением времени
начинает осыпаться хлопьями.
Струнодержатель-тремоло, выполненный по столь любимой всеми социалистическими гитарбилдерами схеме
FENDER Jaguar, позволяет
работать рычагом на повышение и понижение строя - закавыка только в непродуманном механизме крепления рычага,
препятствующем этой работе. Незакреплённый деревянный бридж с параллельными прорезями под обрезки ладовой
проволоки, позволяющими в определённых пределах подстраивать мензуру каждой струны, установлен на двух
металлических опорах с шайбами, регулирующими общую высоту конструкции. Антабки - металлические втулки
небольшого диаметра, при этом верхняя расположена на внутренней стороне рога, как на
японских гитарах.
Схема инструмента, смонтированная на пикгарде из перлоидного целлулоида с набитым по трафарету названием гитары,
состоит из двух регулируемых по высоте синглов в металлических корпусах, двух селективных громкостей датчиков, судя
по пиктограммам на пикгарде призванными отвечать за НЧ и ВЧ, и гнезда СГ-5 на обечайке. Датчики залиты парафином, поверх
которого с внутренней стороны наклеена фольга с оттиснутыми словами "Magas" и "Mely" - "высокий" и "низкий"
соответственно, что предполагает нехарактерную для социалистических гитар дифференциацию звукоснимателей. В силу
распада или улетучивания пластификатора, материал пикгарда высох и стал чрезвычайно хрупким.
Впечатление данное порождение мадьярского гения вызывает двойственное. С одной стороны, общее ощущение
примерно как от ЭЛЬТЫ - артельная поделка. С другой, безусловно, определённый шарм у гитары наличествует,
плюс аура старины, плюс некоторая экзотичность - венгерские электрогитары попадаются в наших широтах крайне редко.
В целом, MONI Solo довольно любопытный инструмент, с нормальным балансом и мензурой 630 мм, обладающий достаточно обычным
голосом и ориентированный на исполнение в стилях, аутентичных эпохе его производства. К недостаткам гитары можно
отнести слабый узел сочленения грифа и корпуса (из-за чего высота струн над грифом просто чудовищная), достаточно
небольшой выхлоп датчиков и непродуманную систему крепления рычага.
Данный экспонат, произведенный где-то в конце 60-х годов прошлого века, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у московским
коллекционером Андреем ПОПОВЫМ в 2016 году.
|