МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


YAMAHA SB-5A

Басс-гитара YAMAHA SB-5A

Замечательный инструмент, выпускавшийся японским концерном YAMAHA в период ориентировочно с 1966 по 1971 год. Этот "Летящий самурай" должен быть люб и дорог всем ценителям отечественных электрогитар как прототип титульной гитары всея СССР УРАЛ. Как и его шестиструнная сестра, этот инструмент удостоился переиздания в конце 1990-х.
Несимметричный корпус импозантной формы (к дизайну инструментов приложил руку Такеши Тераучи, легенда японского сёрфа) изготовлен, судя по всему, из кедровой ели, хотя встречаются и махагон, и нато. Гриф из двух кусков клёна крепится к деке довольно прихотливым образом: поскольку датчики имеют достаточно большое заглубление в корпус, чтобы оставить место для некового звукоснимателя хвост грифа, глубоко входящий в карман, профилирован таким образом, что только два верхних крепёжных метиза являются полноценными шурупами, а два нижних представляют собой недлинные винты, вкручивающиеся в мебельные гайки в тонкой части хвостовика (что, вобщем, наследует многим MOSRITE'образным гитарам). Палисандровая накладка размечена небольшими дотами из натурального перламутра, продублированными точками на забранном кантом ребре. Металлический верхний порожек является направляющей для нулевого лада. Гайка анкера выведена в шахту в пятке грифа и доступна для регулировки (не слишком, впрочем, удобной) через небольшое отверстие в деке – данный неоднозначный узел был прилежно скопирован Свердловскими лютнерами при разработке УРАЛов. Шахта анкера и шляпки крепящих гриф винтов задекорированы изящным некплейтом, отштампованным из тонкого метала и содержащим информацию о производителе. Достаточно крупные колки с пластиковыми лопастями установлены через небольшие аккуратные втулки и наводят на определённые мысли о первоисточниках классических бассовых Алапаевских колков. Корпус инструмента и лицевая сторона головки грифа выкрашены в синий металлик, гриф покрыт прозрачным лаком, а на фанерованном с обеих сторон пере помимо надписи "YAMAHA Nippon Gakki Co., LTD" красуется пластиковый кругляш логотипа компании.
Прикрытый симпатичным хромированным кожухом струнодержатель-бридж представляет собой вариацию на тему FENDER'овской классики: основу его составляет привинченный к деке металлическое основание, к которому крепятся раздельные подпружиненные сёдла с возможностью регулировки высоты и мензуры каждой струны в отдельности. Впрочем, отличия также налицо: бобышки струн упираются в заднюю часть основания не напрямую, а через обтекаемую карболитовую крышечку. Помимо этого, инструмент снабжён поролоновым демпфером, позволяющим добиваться эффекта пиццикато. Металлически антабки имеют характерный "японский" профиль. Кроме того, инструменты штатно комплектовались тамбрестом со стороны тонких струн.
Электрическая схема, смонтированная на пикгарде из трёхслойного пластика, состоит из двух достаточно мощных (около 10 кОм) синглов, подаривших свой экстерьер ранним датчикам УРАЛов, потенциометров общей громкости, обреза ВЧ, регулятора баланса между звукоснимателями, реализованного на двухэтажном потенциометре, и гнезда под джек. Забавным может показаться, что вместо пружин под датчиками использовались куски поролона, как правило, истлевающего с годами.
Наш "летящий самурай" представляет собой совершенно прекрасный инструмент, импозантный донельзя, достаточно хорошо сбалансированный, эргономичный и обладающий (невзирая на укороченную мензуру 810 мм) очень сконцентрированным и полновесным голосом, идеально подходящим для (естественно!) сёрфа, постпанка, инди и прочих гуманных стилей.

Рассматриваемый экспонат, произведённый где-то в районе 1967 года (серийный номер 1893), был любезно предоставлен МУZЕУМ’у питерским мастером Павлом ШУПИКОМ в 2023 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ