МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


Свердловская ТОНИКА

Электрогитара ТОНИКА (Cвердловск)

Ранняя версия электрогитары ТОНИКА, выпускавшейся Свердловской фирмой клавишных инструментов УРАЛ в период ориентировочно с 1969 по 1977 годы. Данный инструмент имеет ряд отличий от основной массы Свердловских ТОНИК, что позволяет условно выделить его в отдельную категорию.
Форма корпуса, изготовленного из оклеенного берёзовой фанерой ольхового блока, является парафразом на тему Ленинградской РИТМ-СОЛО, и гораздо ближе к форме Ростовской двоюродной сестры. Буковый гриф с грушевой накладкой, размеченной вытянутыми овалами (на самые первые экземпляры устанавливалась накладка из чёрного дерева) крепится к деке двумя винтами через утопленный в корпус металлический некплейт. Винты крепления грифа ввинчиваются в отверстия замурованной под накладкой металлической пластины, одновременно являющейся стопором нерегулируемого компрессионного анкера. Гитара имеет нулевой лад и трёхслойный верхний направляющий порожек на манер немецких гитар. Колковая механика без втулок, открытого типа, 1х6, с силуминовыми штоками как на акустике. Первые партии гитар окрашивались итальянским полиэфиром в красный либо бирюзовый цвет, затем всё поглотил отечественный чёрный, хотя ближе к концу производства промелькнула партия жёлтых ТОНИК.
Станина струнодержателя-тремоло позволяющего повышать и понижать строй и скопированного один в один с немецкого, имеет форму как у Ростовской инкарнации, хотя на более поздние Свердловские ТОНИКИ ставилась уже его "зализанная", обтекаемая версия. Металлический бридж с раздельными роликовыми сёдлами также представляет собой копию MUSIMA'вского и позволяет отстраивать общую высоту струн и мензуру каждой струны в отдельности. Антабки - прозаические металлические грибки.
Пикгард, опять же имеющий форму сходную с Ростовским, изготавливался из оргстекла, закрашенного с оборота чёрной или белой краской. Электроника, смонтированная на нём, стандартная: два жёстко привинченных сингла в крупных "хамбакерообразных" корпусах с регулируемыми магнитоводами, варитон на пять положений и две громкости, одна из которых работает только в первом положении варитона. Выходной разъём - высокочастотный СР-50-73 (такие используются в осциллографах и прочей незвуковой аппаратуре), ввёрнутый вo вмурованную в ребро корпуса латунную втулку. Почему Свердловчане какое-то время ставили его на гитары - тайна покрытая мраком. В остальном схема являет собой несколько модифицированную немецкую: в первом положении галетника работает нековый звукосниматель с двумя громкостями, во втором оба, в третьем бриджевый с обрезом НЧ, в четвёртом нековый с обрезом ВЧ, в пятом гитара выключена.
К недостаткам инструмента можно отнести отсутствие заземления струн, не всегда корректную работу тремоло, не самые надёжные колки и невозможность регулировки анкера без вскрытия декоративной целлулоидной наклейки на голове грифа. В остальном, как это принято в России, качество изготовления изделий в начале производства обычно выше, чем дальнейший серийный вал. Данное правило справедливо и в отношении советских гитар: Красная ТОНИКА звучит и выглядит заметно лучше своей младшей сестры - по твангу она практически забила FENDER Stratocaster, хотя и несколько уступила ему по глубине звука. В целом, для музицирования вероятно имеет смысл искать именно ранние ТОНИКИ, поскольку (после небольшой подгонки) это вполне боеспособные инструменты с оригинальным дизайном - для неэкстремальных стилей, естественно.

Данный экспонат, изготовленный ориентировочно в 1971 году (серийный номер 8334), приехал в МУZЕУМ из Краснодара и был восстановлен мастером Павлом ШУПИКОМ в 2012 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ